Сергей Волконский: испытание Сибирью

http://baikvesti.ru/new/sergey_volkonskiy__ispitanie_sibiryu

Сергей Волконский: испытание Сибирью

08 июля, 2013

225-летний юбилей князя Сергея Григорьевича Волконского — одного из лидеров декабристского движения — выпал на этот год. Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов не может пройти мимо этого события.

Сергей Волконский после восстания на Сенатской площади был сослан на каторгу в Сибирь, затем более десяти лет жил в Иркутске. Отмечать его день рождения у нас в области уже начали целым рядом мероприятий. В Урике, «малой столице декабристов», открылась выставка «Блистательный каторжанин», которая в течение всего года будет путешествовать по Приангарью. В областном центре доступна другая экспозиция — «Князь С.Г.Волконский: испытание Сибирью». Она рассказывает об основных вехах жизненного пути декабриста: военная служба, тайное общество, осуждение и ссылка на каторгу, затем поселение, семейные радости и, наконец, свободная, но недолгая жизнь после Сибири. В экспозиции представлены уникальные экспонаты — старинные книги с автографом декабриста, найденные в Германии в годы Великой Отечественной войны. Выставка работает в Доме Волконских (пер. Волконского, 10) до 31 декабря.

Непосредственно на день рождения князя, 8 декабря, запланирован большой концерт. И традиционный фестиваль музея «Декабристские вечера», проходящий в начале зимы, будет посвящен юбилею.

Однако самое знаменательное событие уже произошло — в Иркутск впервые приехали прямые потомки князя Андрей Кочубей и его сын Александр. Сейчас они проживают за рубежом, в США и Швейцарии. Мужчины являются представителями четвертого и пятого поколений потомков Сергея Волконского по линии его дочери Елены: Андрей Кочубей — ее праправнук. Он был женат на покойной ныне светлейшей княжне Дарье Константиновне Горчаковой. Более того, как рассказала директор Иркутского областного музея декабристов Елена Добрынина, Кочубеи являются и дальними родственниками Льва Николаевича Толстого. В семье с такой невероятной родословной с трепетом относятся к своему наследию. Из уст в уста передаются истории, богатый фотоархив собирался по всему миру. Позже, кстати, его электронная копия будет передана иркутскому музею. В швейцарском доме Александра Кочубея по сей день висят портреты Марии и Сергея Волконских.

— Я считаю, что мало знаю о своей семье, — признается Андрей Кочубей. — Но мы с родными стараемся восполнить эти пробелы. Программа нашего первого визита в Иркутск настолько насыщенная, что времени на общение с сотрудниками музея слишком мало.

Тем не менее приезд уже принес маленькие открытия. Александр Андреевич, например, заметил ошибку в экспозиции иркутского музея декабристов. Сомневаясь, что на фотографии Елена Сергеевна Волконская-Кочубей и Николай Аркадьевич Кочубей, сотрудники музея все же выставили снимок с такой подписью. Оказалось, сомнения были не напрасными, а на фото — Петр Аркадьевич Кочубей и его супруга.

Труднее дела обстоят с наследием материальным. Многие ювелирные изделия знатной семьи были распроданы из-за нужды, многие утеряны или украдены. А фамильное помолвочное кольцо, как с сожалением вспоминают наследники князя Волконского, утонуло из-за неосторожности. Удалось сохранить туалетный столик Елены Волконской. На нем вырезано «Нелли» — домашнее прозвище княжеской дочки.

— Я понимаю желание музея получить какие-нибудь экспонаты, — говорит Кочубей-старший. — Но у нас почти ничего не сохранилось. Наши предки не эмигрировали, они бежали. Им важнее было спасти себя, чем вещи. Мы владеем лишь фотографиями, некоторыми кольцами и брошками.

Но, как справедливо отметила Елена Добрынина, документальный ряд куда важнее предметного:

— Главное, вы сохранили память и язык.

Действительно, оба гостя прекрасно говорят по-русски. Младшие поколения Кочубеев с детства учат родному языку. Как рассказал Александр Кочубей, сейчас к обучению как раз приступают его дети, которым многое еще предстоит узнать о своей необыкновенной семье.

— Нынешнее поколение слишком обеспокоено материальными благами. Наши предки были другими. Они никогда не называли себя бедными. Говорили — нет денег. И они никогда не жалели об имуществе, которое утратили. Само ужасное было потерять Россию. Когда они встречались, пели русские романсы, обсуждали искусство, философию, религию. Хочется привить такой подход нашим детям, — рассуждает Андрей Кочубей.

К сожалению, гости покинули Иркутск уже 27 июня. Но в будущем они планируют наладить совместную работу с музеем декабристов.

Несколько приуроченных к юбилею Сергея Волконского событий произойдет в ближайшее время. 2 июля начала работать выставка одного экспоната «Римский альбом семьи Волконских» — фотоархива из собрания Государственного исторического музея, не так давно привезенного в Россию княгиней Еленой Вадимовной Волконской. Согласно семейному преданию, автором обложки альбома был декабрист Н.М.Муравьев, проживавший в 1835—1843 годах на поселении там же, где и Волконские, — в селе Урик, близ Иркутска. На страницах — графические изображения, литографии, фотоснимки.

А на конец июля запланирован визит семьи светлейшего князя Александра Волконского.

Елена Пьянова, «Байкальские вести».

На фото: Декабрист Сергей Волконский